читать дальшеВедьмы имели своих духов-покровителей. Некоторые по одному, а иные по два, три, четыре или даже пять. Духи могли являться в обличьи кота, хорька, жабы или мыши. Ведьмы кормили их мясом птицы, поили молоком, а время от времени позволяли высосать капельку крови. Джордж Джиффорд. Диалог о ведьмах. 1593 г. Духи, о которых упоминает Джиффорд, известный английский проповедник, считались дарами Сатаны ведьмам - его последовательницам. Они вручались, подобно свадебным подаркам, в ознаменование заключения договора с Дьяволом. Низшие демоны - любимцы ведьм, как нельзя лучше вписываются в наше повседневное окружение. Они могут принять облик любой земной твари - от собаки до паука, хотя наиболее часто встречались в этой роли черные коты. Жабы и лягушки тоже были любимцами ведьм. Входили в это число также дрозды и вороны, которые считались вещими птицами. Однако часто на судах ведьмы сознавались, что их любимцами могли быть все животные, от ежей до шмелей. Впрочем, в любом обличьи любимцы оказывали ведьме услуги - от выполнения мелких поручений до советов по черной магии. В 1662 г. шотландская ведьма Изабелла Гоуди заявила, что у каждого человека есть свой дух, который ждет, когда он его позовет. Любимцы были для ведьм чем-то вроде личных секретарей, напоминающих о Времени и месте следующего шабаша.. Есть свидетельства, что ведьмы иногда добирались до места верхом на своих любимцах. Кормили своих ведьмы весьма скромно и сдержанно. Любимцы питались, подобно бесам, с которыми их частенько отождествляли, молоком или Кровью ведьмы. Обычно они сосали ведьмину грудь с ненормально большим соском, который мог появляться как у женщин, так и у мужчин, и назывался знаком ведьмы.
Десять способов узнать ведьму.
Если вам кажется, что в вашем окружении есть ведьмы, предлагаем несколько относительно безопасных способов их выявления. Возможно способы примитивны, однако, они давно считаются испытанными и безотказными. 1.Чем бы ни занималась ведьма, вид у нее всегда несколько отсутствующий. Она склонна впадать в задумчивость, ронять вещи, неожиданно выключаться из разговора и убегать без объяснения причин. 2.Разговаривая с ведьмой, вы вряд ли получите адекватные ответы на самые простые вопросы, зато узнаете парочку тайн мироздания, совершите краткий экскурс в демонологию и получите представление о собственном печальном будущем. 3.Рабочее место ведьмы напоминает одновременно лавку старьевщика и кошмар пожарника. Пыльные старые книги соседствуют здесь с горящими свечами и взрывоопасными флаконами. 4.Ведьмы очень общительны. У них масса подозрительных знакомых, которые появляются из ниоткуда и также загадочно исчезают в никуда. 5.В отсутствие видимых собеседников ведьмы часто вступают в пререкания с невидимыми. Не исключены также «безадресные» удары ногами, пощечины, объятия и поцелуи. 6.Ведьмы — создания нервные. Они не любят, когда к ним подходят со спины, трогают за плечо или кричат в ухо. Если в ответ на вполне невинный жест вы получите по мозгам, считайте, что легко отделались. 7.В присутствии ведьм даже у непьющих людей часто возникают короткие провалы в памяти. Радуйтесь, если пробуждение не настигнет вас где-нибудь в Тимбукту! 8.Дома у ведьмы всегда чудовищный беспорядок, хотя она ежедневно покупает новую мебель, вставляет стекла и белит закопченные потолки. 9.У ведьмы очень много родственников, которых нельзя сбрасывать со счетов даже после их кончины. Поэтому в разговорах ведьмы часто ссылаются на мнение, например, давно покойной бабушки. 10.В ведьм то и дело что-нибудь вселятся.
В таких случаях они начинают совершать противозаконные и противоестественные поступки, покрываться шерстью, говорить басом и не очень предметы.
Ведьмины отметины.
Средневековые охотники на ведьм утверждали, что дьявол навсегда клеймит своих обращенных, чтобы таким образом скрепить их обещания служить и повиноваться ему. Он метит своих приспешников, проводя по их телу когтем или раскаленным железом. Иногда дьявол облизывает обращенных, тем самым также отмечая их принадлежность к своему учению. По общему мнению, он клеймит их в конце обрядов инициации, которые проводятся на ночных шабашах. Любая бородавка, родинка, опухоль, пятно или участок обесцвеченной кожи считались ведьмиными метками, в особенности, если они выделяли какую-либо жидкость или кровоточили. Метка всегда делалась в "скрытых местах", например, под веком, под мышками и в различных впадинах тела. Наличие такой метки считалось подтверждением того, что обвиняемый человек был волшебником или ведьмой. Считалось, что все ведьмы и колдуны имели на своем теле, по крайней мере, один след дьявольского клейма. Обвиненные в колдовстве во время суда подвергались тщательному осмотру. Шрамы, родимые пятна, природные отметины и нечувствительные участки кожи, которые не кровоточили при уколах, расценивались как метки дьявола. Знатоки были твердо убеждены в том, что клеймо Сатаны отличалось от обыкновенных пятен на теле. Однако в действительности такие различия делались чрезвычайно редко. Протесты и объяснения жертв, что пятна на их теле имеют естественную природу, просто не принимались во внимание. По мнению средневековых инквизиторов, дьявол также оставлял невидимые знаки на своих приверженцах. Если у обвиняемой не удавалось найти не одного подозрительного пятна, которое можно было бы объявить меткой дьявола, то они продолжали поиски с помощью специальных игл, пока нечувствительное место не обнаруживалось.
Охота на ведьм на Руси.
На Руси они имели гораздо меньшее напряжение и пыл, однако случай сжигания ведьмы не был в диковинку. Летопись 16 го века сообщает-«Русские люди прелестны и падки на волхование».И конечно, это явление не могло не тревожить церковь. Согласно записям Русской Правде – «Аще жена зелейница, чародеица, наузница-её казнить, а митрополиту 6 гривен». Первые факты ведьминых процессов упоминаются в «Поучении» Серапиона 13 века. Он рассказывает, как «волхвей» пытают водой и сжигают, по обвинению в голоде и падеже скота. Характерной особенностью русских процессов, было то, что рассмотрение дел велось по «градским законам», а не церковным судом. Одним из наиболее крупных и ранних фактов казней, стал случай сожжения сразу двенадцати «жонок вещих» в Пскове в 1411 г. На них списали эпидемию моровой язвы. В 1573 г было четвертовано и сожжено сразу 15 «жен колдовок» схваченных на дворе архиепископа Леонида Новгородского, которого и самого обвинили в ведовстве. Наибольшее число ведьминых судов приходится на 17 век, редкий год в летописях обходится без упоминания пары-тройки таких процессов. Даже грамота об учреждении Славяно-греко-латинской академии, содержит раздел о преследовании ведунов-«Аще же таковые учителя обрящутся и они со учениками яже чародеи без всякого милосердия да сожгутся». Одним из самых знаменитых случаев ведьминого дела это был случай 17 сентября 1679 г. когда на знаменитом дубе Княжьего лога была повешена 21 летняя Агафья Кожевникова по обвинению в колдовстве — было предпринято 4 попытки казни, первый раз пытались сжечь в срубе, но помешал дождь, потом было попытки повесить, однако две сухие ветки обломились, казнь удалась только на третьей ветке. Столь упорные помехи в казни только укрепляли слуг князя Одоевского в мысли, что девушк, точно ведьма. Впоследствии этот случай оброс легендами.
Охота на ведьм в Средневековой Европе
Охота на ведьм — явление в Западной Европе конца XV — середины XVII вв., проявившееся в массовой расправе над женщинами (иногда и мужчинами), которых считали соответственно ведьмами и колдунами. По разным подсчетам, число пострадавших в указанный период составило от нескольких десятков до сотен тысяч человек. До 13 в. число преследований за колдовство в Европе было сравнительно невелико. Церковь наказывала колдуна (идолопоклонника) за отпадение от веры наложением духовного наказания (епитимья, временное или пожизненное отлучение, отказ в причастии перед смертью и т. п.). Светская власть карала демонослужителя не за грех — отступление от слова Божьего, а за преступление, совершенное по наущению дьявола. Пятьсот лет назад была написана книга "Молот ведьм" (Maleus Malifecarum) Якоба Шпренгера (Jakobus Sprenger) и Генриха Инститориса (Henricus Institoris) — пособие для инквизиторов по выявлению ведьм и их допросу. Одно время "Молот" по тиражам обгонял даже Библию. В 14 в. количество колдовских историй, доходивших до суда, значительно увеличилось. Нередко светские суды выносили смертные приговоры колдунам, не нанесшим прямого ущерба. Инквизиция в начале своего существования не преследовала колдунов, оставляя их во власти светских и епископских судов. Однако с 13 в., после буллы папы Григория IX «Голос в Риме» и постановлений папы Александра IV, суду инквизиции стало подлежать всякое колдовство — все, что «явно пахнет ересью». Поворотным пунктом в истории «охоты на ведьм» явилась так называемая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — «Summis desiderantes» (1484). С этого момента инквизиция сосредоточила главное свое внимание не на чистоте христианской веры и правильности отдельных догматов, а на беспощадном искоренении ведьм и колдовства. Количество жертв буллы Иннокентия VIII исчислялось сотнями тысяч человек. За 150 лет в Испании, Германии, Италии было сожжено более 30 000 ведьм. В Лотарингии в течение 15 лет инквизитором Николаем Реми было сожжено 900 ведьм, в Фульде Бальтазар Фосса сжег 700 человек, в Бамберге были сожжены 22 девочки в возрасте от 7 до 10 лет, городской совет города Роттенбурга чувствовал «усталость» от бесконечных процессов и сетовал на то, что скоро в городе не останется ни одной живой женщины.
В Нейссе для сжигания ведьм была построена особая печь огромных размеров, а на постоянной службе у инквизиции находилось не менее 10 палачей. В Баварии в 16 в. палач зарабатывал на ведьмах 169 талеров в «плохой» год. Для заключения под стражу было достаточно доноса, дурной молвы, личных подозрений инквизитора. К даче показаний привлекались свидетели всех сословий и даже преступники и люди, лишенные прав. Нередко доносительство принимало эпидемический и совершенно безумный характер из-за страха доносчика самому попасть под подозрение. В 1630 в Страсбурге магистрат опубликовал закон, ограничивающий деятельность доносчиков, мотивируя это тем, что вскоре не останется ни одного человека вне подозрения. На теле арестованной искали, предварительно полностью сбрив волосяной покров, так называемую «дьявольскую печать» — бескровное место, потерявшее чувствительность к боли. Официальные методы следствия, изложенные в знаменитой книге монахов-инквизиторов Инститориса и Шпренгера «Молот ведьм», включали в себя использование обмана, подслушивания, провокации. Осуждение на смертную казнь предполагало признание в содеянном, для получения которого подозреваемых подвергали жестоким пыткам. После вынесения приговора, осужденных ждал костер («аутодафе»). Все расходы по ведовским процессам покрывались из средств осужденных ведьм и колдунов. Конфискации подлежало все движимое и недвижимое имущество, вплоть до одежды как осужденного, так и оправданного. Отмена процессов против ведьм произошла лишь в 18 в. В 1782 году в Гларусе, что в протестанской части Швейцарии, происходит последняя в Европе казнь Ведьм
Распознавание ведьм.
Испытание водой В украинских судебных актах XVIII в. также встречаются непосредственные указания на испытание ведьм водой, так называемый «Суд Божий». Так, в 1709 году крестьяне и шляхтичи испытывали водой шляхтянку Яворскую: её раздели догола, связали накрест, как это обычно в таких случаях делалось — большой палец правой руки привязывали к большому пальцу левой ноги, а палец левой руки привязывали к пальцу правой ноги, — между связанными руками и ногами продели шнур и спустили горемычную в воду. И если она тонула, её признали невинной. Описание подобного испытания водой показал и Квитка в своём произведении «Конотопская Ведьма». Об испытании водой упоминается уже в древнеиндусской книге Ману. Неясные указания даются и в Авесте. В древненемецком обычном праве и в законодательстве также находится описание испытания водой. Идея этого испытания заключалась, видимо, в том, что вода, как чистая стихия, отказывается принять к себе людей, которые служат нечистой силе. Другие способы Говорят, что тот, кто хочет увидеть ведьму, должен посмотреть через полено, в котором выпал сучок, или сквозь такое же отверстие в доске, которую тешут на гроб. Можно увидеть ведьму и через осиновую борону, изготовленную за один день.
Интересно, многие ли из нас задумываются над сущностью понятий, которые живут рядом с нами, которыми мы часто пользуемся, о которых рассуждаем с умным видом? Многие ли из нас понимают, к примеру, что им говорят в новостях? "Недостаток ликвидности в банках - ключевая проблема сегодняшнего кризиса." Вот такие слова мы слышим по телевизору, и далеко не все, даже скажу очень немногие понимают о чём речь. Ликвидность - это, грубо говоря, деньги. Умудрённый термин "недостаток ликвидности" превращается в очень простой - "недостаток денег". Статья разумеется не об экономике и совсем не о том, зачем экономистам столько мудрёных терминов имеющих аналоговые простые слова нисколько не меняющие сути сказанного... Но нечто похожее присутствует и в разговорах о Люцифере, часто ли мы вникаем в суть этого... этого чего? Существа или Понятия? А если и вникаем, то думает так, как в нас заложила система именуемая "церковью" или малоумные сатанисты? Сколь многие проникли в суть этого образа и вывели своё мнение? Думаю, далеко не все из тех, кто это прочитает. Ещё раз повторюсь, я не претендую на истинность приведённых ниже суждений, я даже не думаю, что многим интересно проникать в этот вопрос, но наверное, если вы кликнули по этой статье, вам всё же интересно
Во-первых, давайте сразу отметим факт о котором можно прочитать много где, но знают почему-то не все "знатоки" темы. Люцифер, тот самый падший ангел - это явление поздней христианской мифологии. Во-вторых, не стоит путать Сатану и Люцифера, хотя эти понятия и отождествляются, но всё же... В Ветхом Завете Люцифер не упомянут - так. А вот Сатана есть и дело тут отнюдь не в том, что "у него много имён"..
ЛЮЦИФЕР - одно из наименований сатаны, в котором отразилось представление о сатане как светозарном ангеле, сброшенном с небес и лишившемся могущества и славы из-за греховной гордыни. Это представление основано на Книге Исайи, где пророк говорит: "Как упал ты с неба, денница, сын зари!" (14:12). Только здесь употреблено в Библии еврейское слово "хейлель" ("утренняя звезда", "денница". Пророк предсказывает насмешки, которые обрушатся на царя Вавилонского после его свержения (Ис 14:4-23; см. в Иез 28:1-19 аналогичные насмешки, обращенные к царю Тира). Утренняя звезда — это, конечно, Венера, самое яркое светило на небе после Солнца и Луны. Иероним при переводе указанного места из Книги Исайи применил в Вульгате латинское слово Lucifer ("светоносный", использовавшееся для обозначения "утренней звезды", а представление о том, что, подобно царю Вавилона, низвергнутому с высот земной славы, и сатана некогда был низвергнут с высот славы небесной (Лк 10:18; Откр 12:9), привело к тому, что имя Люцифер было перенесено на сатану. Это отождествление подкреплялось также замечанием апостола Павла о сатане, который приходит как "ангел света" (2 Кор 11:14). (с)
... Выше процитировано неплохое определение Люцифера. С одной загвоздкой. Если нас интересует современный "общественный взгляд", то дальше можно не читать. Если кто-то всё ещё хочет вникнуть в суть понятий, то продолжаем.
(Рыцарь, Смерть и Дьявол)
Образ Люцифера в христианской мифологии весьма туманен и парадоксален. С одной стороны, Люцифер однозначно определяется как некий "павший ангел", носитель света, перешедший на сторону "темных сил", однако суть его падения нигде не конкретизируется, априори ассоциируясь лишь с апокрифической легендой о восстании ангелов против Бога по причине гордыни и зависти к Богу. С другой стороны, само понятие "светлого" образа тесно пересекается с образом Христа, который сам именует себя "Я есмь... звезда светлая и утренняя" (Апокалипсис) и символом которого в качестве мессии является звезда из ветхозаветного пророчества. Образ Люцифера, как такового является весьма показательным и поучительным. Но самое главное - это образ поздний!
Сатана же в Ветхом Завете упомянут (к примеру - Иов 1:6), но вот роль его не так значительна, как принято представлять и не такая уж он самостоятельная фигура. Здесь недвусмысленно показано, что сатана является как и прочие - сыном Божьим. Но его роль - лишь "контролёр". Его задача - проверять насколько крепка вера у людей. А для того, что бы это проверить - нужно пропустить человека через всевозможные невзгоды и страдания. И если после такой проверки окажется, что человек не отрёкся от веры, значит вера крепка. Но посмотрите внимательно: Сатане ли такая проверка нужна? Вовсе нет! Такая проверка нужна Богу, потому то он и посылает своего слугу выполнить эту, довольно грязную, работу. И здесь Сатана полностью подотчётен Богу, без божьего соизволения и шагу ступить не может. И для дальнейших ужесточений условий проверки всё время приходит к "боссу" для подтверждающей санкции. В эпизоде с плодом древа познания та же самая картина: Богу весьма интересно, будет ли Адам следовать заповедям или не будет. И вдруг неизвестно откуда появляется змей. При сотворении "всех зверей полевых и гадов" ни где не было сказано, что змею было дарована речь, разум... Откуда же у него они вдруг взялись? Христиане увидев в Ветхом Завете такой ляп, стали трактовать, будто сатана вселился в змея. Но в самом Завете таких толкований нет. Да и могла ли сущность, полностью подконтрольная Богу самостоятельно пойти на такую акцию? Значит, даже если принять христианскую трактовку, все это лишь спектакль, устроенный самим Богом, по его плану и им же и осуществленная. (кстати, делаю акцент именно на трактовки, ибо в Ветхом Завете Сатана упомянут от силы в паре-тройке мест, причем непонятно кто он и откуда взялся.)
(Статуя Люцифера в Мадридском парке)
Вот тут-то и начинается интересное. Есть одна огромнейшая ошибка - наделять Бога исключительно добродетелями, этим мы очень сильно ограничиваем своё собственное понимание. Многие вещи, расцениваемые как зло, невозможно выполнить без всемогущества. И опять приходится христианам делегировать Сатане все качества, такие как вездесущность, всемогущество, создавая тем самым сущность "бог-2" (называемым Сатаной). Именно в этом от части и кроется тайна появления Люцифера. Именно Люцифера, как самостоятельной фигуры, ибо это уже далеко не Сатана. По сути, в нашем понимании Люцифер поглотил Сатану, вобрал его "качество", его задачу в себя, задачу этакого "искусителя", но при этом, сейчас уже все эти "искушения" людей нужны не Богу, а самому Люциферу. Зачем?..
Вот он насущный вопрос, а зачем вообще Люциферу искушать людей? В Ветхом Завете всё ясно: Бог не добр, не зол - он есть нечто высшее, не постижимое, его воля и сущность есть абсолютно во всём, что он создал, во всех проявлениях этого мира. А в нашем понимании? В нашем понимании, Бог - это под частую добряк, высшее светлое существо, Создатель, но как ни парадоксально, признавая его всесильность мы её ограничиваем. Ограничиваем персонажем сатаной, который является некоторым "противовесом" Богу. Это в корне не правильно. Однако сознание христиан изменилось, в нём появилось некоторое тёмное существо коим пугают детей и верующих взрослых. С Сатаной разабрались. А для чего возник Люцифер? Отнюдь не для тысяч сюжетов о борьбе света и тьмы. В общем-то даже не ради его противопоставления Богу, просто так получилось, что противопоставили. Сам образ Люцифера существует в первую очередь, как ни странно, для того, что бы возвысить человека. Люцифер - это понятие выросшее из нравственного вопроса о месте человека в этом мире.
(Люцифер, воодушевляющий падших ангелов)
Но зачем же Люциферу нас искушать? Сам образ Люцифера, существа созданного Господом из Огня, Прекраснейший из ангелов - он считал себя самим совершенством уступая лишь самому Создателю. Давайте рассмотрим два образа. Популярный среди некоторых представителей общества и образ более сложный, требующий более глубоких раздумий.
1) Более популярный образ - это образ бунтаря. Люцифер воспротивившийся власти Бога над собой, он собрал армию единомышленников и пошёл воевать за Свободу. Это очень эпичный и даже красивый образ. Рождённый во многом в умах романтиков. Люцифер со своими единомышленниками был разбит в ужасной битве архангелом Михаилом и низвергнут с небес, как многие пологают, в ад (хотя об этом нет нигде ни слова, что именно в ад), а с ним и треть всех ангелов. Эти падшие ангелы и являются олицетворение борьбы за свободу. Это не так. Во-первых, про свободу и т.п. - это неизвестно чьи, но очень популярные выдумки, хотя логика всё же присутствует. Во-вторых же, этот образ настолько же прост, на сколько и красив. И на самом деле даже ничтожно прост, наверное потому так хорошо и прижился.
2) Образ более сложный, образ не из эпической легенды, но образ более нравственный, заставляющий задуматься человека о себе. Итак, Бог на сотворение человека потратил время столько же, сколько на создание Основы и отделения Света от Мрака. Человек является сложнейшим созданием Господа, но при этом он далёк от совершенства. Хотя... Что же такого в человеке? Бог дал человеку то, чего не дал никому иному, Он дал нам свою Искру, в каждом из людей есть частичка Бога, та самая искра которую нужно раздувать на пути к совершенству. Господь нарёк человека наместником своим на Земле. Мир и всё в нём для рода людского. Все должны преклониться пред Человеком. "Сотворению человека, в отличие от всего остального тварного мира, предшествует таинственный «Предвечный Совет» Бога: Творец принимает решение о сотворении человека, и Библия указывает на это как на важный факт, соответствующий исключительному положению человека в творении." (с) и "Творец ставит перед человеком задачу «возделывать и хранить» райский сад, в котором Он поселяет его и заповедует ему «владычествовать» над всеми живыми существами. В мире, бытие которого основывается на воле Творца, человек призван быть гармонизирующим началом, нести в мир божественную любовь. Библия многократно говорит о малости и хрупкости человека (Пс. 8:5,102:15). (с)" Вот этому-то Люцифер и воспротивился! Он отказался на ряду с остальными признать Человека высшим существом, он считал себя совершение. Вероятно, был прав, но... Но у человека есть та самая Божья Искра и Перспектива, а Люцифер ежичасное, не меняющееся создание. За то он и был низвергнут, что воспротивился не власти, но воли Господа, воли оставить людей своим продолжением. Задачей Люцифера является отнюдь не борьба за мифическую свободу, а разложение человеческой души. Зависть - это элементарная зависть, если в людях загасить искру Господню, то он победит, он докажет своё совершенство и слабость людей.
(Сатана-Люцифер искушает Христа в пустыне.)
Таким образом люди почитающие того, кто ненавидит их и желает всячески превысить кажутся очень.. странными. Ну да ладно, оставим сатанистов в поколе.. Из выше сказанного становится понятно, почему Люцифер и Сатана слились в одного персонажа, в принципе, они похожи с ой лишь разницей, что изначальный Сатана "работал" на Бога и злым, сам по себе не являлся.
Дьявол? Тут всё несколько проще. Разумеется Дьявол олицетворяемый и с Сатаной и с Люцифером, причём абсолютно одинаково - это имя наиболее часто встречается. Дьявол являет собой образ абсолютного зла. В переводе с греческого имя Дьявол означает - клеветник, лжец. Отсюда же ещё одно частое прозвище "лукавый". Дьявол - это падший ангел, восставший против Бога и утративший свое ангельское достоинство, так нам его описывают, таким он и является. Но не всё так просто, по мимо нравственной стороны вопроса присутствует ещё одна... Историческая. Не секрет, что христианство как таковое - это детище святого Петра и родилось после смерти Иисуса-Христоса. Сам же Иисус был иудеем, даже можно сказать реформатором иудаизма. Что бы понять второй важнейший аспект вопроса превращения слуги Господа Сатаны в злобного антипода нужно посмотреть на одно очень важное событие в еврейской истории. Вавилонский плен.
(Вавилонский плен) (Возвращение из вавилонского плена)
Знаменитое Вавилонское пленение - это период истории еврейского народа с 586 по 537 до Р.Х. На Древнем Востоке очень часто практиковали переселение людей завоёванных стран. У вавилонян и ассирийцев был даже специальный термин для такой меры - "вырывание". Всё началось с того, что в 597 году до Р.Х. в Иудее по подстрекательству Египта началось очередное восстание. В общем-то египтяне не обманули и фараон Хофра привёл свои войска на помощь евреям, но вавилоняне оказались хитрее. Вавилонский царь Навуходоноср после завоевания Иудеи оставил там своим наместником начальника телохранителей Навусодарана, он разрушил в Иудеи многие храмы и угнал в Вавилон, по разным данным от пары сотен тысяч до миллиона евреев. Очень много по тем временам. Не будем углубляться, для ознакомления с историей еврейского народа существует много книг, советую почитать Андрея Буровского "Передовой народ Земли" (В другом издании "Евреи которых не было", а нас же интересует, что произошло с иудеями в Вавилоне...
Не буду писать о всех "переключениях пленённых евреев", каснёмся лишь того, что нас интересует по теме "Сатаны". Дело в том, что вероятнее всего под вавилонским дуалистическим религиозным влиянием Сатана из слуги превратился в антипода Богу. Вавилония - страна где исповедовали зороастризм, к тому моменту зороастризм уже трансформировался из обычного политеизма в дуалистический монотеизм (если можно так выразиться). В Вавилоне почитали Ормузда, как бога-создателя, бога огня. Вавилоняне верили, что он создал мир из огня (отсюда и огнепоклонничество) и является единственным "светлым" божеством, все прочие бывшие зороастрийские боги уже почитались лишь как его вестники, помощники (что-то типа ангелов, по сути и само слово "бог" пришло из персидского языка, оно и значит - "вестник". Огненный мир же окружала Тьма, а самою тьмой являлся Ахриман - бог тьмы и зла. Явное противопоставление Ормузду.
(Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение нового храма в Иерусалиме)
Дело в том, что иудаизм тех времён мало походил на современный, был он для некоторых еврейских племён практически политеистическим верованием, где Й`ахве являлся региональным божком привязанным к своей земле. Не удивительно, что зороастризм оказал своё влияние на тогдашних иудеев. И до Вавилонского плена в иудейском обществе велась борьба единобожия со сторонниками многобожия, как ни парадоксально на базе одного верования. Долгое прибывание в религиозно-дуалистическом обществе качнуло маятник в определённую сторону. После разгрома и взятия Вавилона молодой и стремительно набирающей силы Персидской империей плен окончился. В 538 году до Р.Х. персы взяли Вавилон. Иудеи были в таком восторге от этого, что вышли на встречу персидскому войску с пением и плясками, размахивая пальмовыми ветвями. Персидский царь Набонид умилился такому энтузиазму, и освободил евреев. Обратно домой, вернулись совершенно другие иудеи...
Так Сатана стал плохим, а в средневековье его образ дополнил Люцифер - детище христианской мифологии.
Немного об Аде и муках адских
Выше мы познакомились с ветхозаветным Сатаной и христианским Люцифером. Давайте же посмотрим и на ад.
Ад... Все знают что такое ад. А от куда он взялся? Кюстен писал: "Ад для богословов - все равно что смертная казнь для правителей: поначалу они прибегают к нему с сожалением, как к необходимому злу, а в конце концов входят во вкус и ремесло свое почитают в том, чтобы проклясть большую часть рода человеческого. Точно так же и со строгостями политическими: прежде чем пустить их в ход, их боятся, но потом, когда видят их действенность, начинают любить" (Россия в 1839 г., т.1, М., 1996. С. 294)." Весьма едкое замечание, если присмотреться и вникнуть в суть, то плучается ад - это не что иное, как способ устрашения людей. И если сам человек ада не боится, то все прочие к персоне отлучённой от церкви относятся с подозрением и опаской. Простого человека не замечали, государственных чиновников смещали, против правителей под анафемой строили заговоры, а порою грозили войной. Не знаю, естьли ад на самом деле, но при жизни в достаточно долгий период нашей истории попасть туда было страшно. Страшно не только от перспективы вечных мук, но и от перспективы потерять всё при жизни.
(1570-е гг. Херонимо Надаль. Богач взывает к Лазарю. Гравюра 1593 года (надпись на гравюре)
Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня (СПб 2002): "АД, слово, происходящее от греческого Adh или Aidh (невидимый, безвидный), которое в Септуагинте переводится ветхозаветным Шеол (Преисподняя). Первоначально это понятие обозначало обитель умерших, вне связи с идеей воздаяния. Появление этой идеи в ветхозаветном учении связано с представлением о посмертном воздаянии за злые дела. В современном смысле слово Ад стал обозначаться термином геенна. В апокрифич. 1 Кн. Еноха (18:11-16; 27:1-3; 90:26) геенна изображается как огненная пропасть. Образ геенны сохранен и в Новом Завете (напр., Мф 5:29-30). Сам этот термин происходит от названия долины Гехинном, находившейся близ Иерусалима. Оскверненная человеческими жертвоприношениями (2 Пар 28:3; Иер 32:35), долина была превращена в свалку, где постоянно горел огонь. В некоторых местах Нового Завета слово Ад является синонимом демонических сил (Мф 16:18). См. ст. Посмертное бытие по учению Библии."
В общем-то всё ясно. Опять же, на ровне с Сатаной-Люцифером понятие несколько изменило свой смысл опять же скорее из-за идеологических веяний. (в статью вносить не буду, но советую посмотреть значение слова Ад в словаре Даля)
Латинское слово Infernum - "нижнее место", отсюда же более привычное итальянское Inferno. Каким мы его себе представляем, каким нам его дают? Наиболее частая и конкретная черта Ада в Новом Завете и среди миллионов людей по всему миру - это Огонь, "символический характер огня выявлен через очевидную цитатность соответствующих мест: уподобление Аду «печи огненной» (Матф. 13, 42) соотносится с контекстом популярных легенд о каре, которой были подвергнуты Авраам и гонители трёх отроков, а образ Ада как «озера огненного и серного» (Апок. 20, 10; 21,8; уже в кумранских текстах Ад назван «мраком вечного огня» и говорится о наказании «серным огнём») — с образностью ветхозаветного повествования о дожде огня и серы над Содомом и Гоморрой (Быт. 19, 24). Такое понимание Ада не раз возрождалось мистическими писателями средневековья, а в новое время — художественной и философско-идеалистической литературой (вплоть до Ф.М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» и Ж. Берна-носа в «Дневнике сельского кюре»)." (с)
(Изображения сцен Ада в европейском искусстве имели своим источником новозаветные тексты, апокрифы, сочинения "отцов церкви", трактаты теологов.)
Однако одновременно создаются жуткие картины ада и адских мучений, как я уже писал выше рассчитанные на устрашение массового воображения. Ад фигурирует как некий потусторонний острог в котором царствует Люцифер, демоны и черти в роли палачей. Ад становится местом чувственных истязаний и множества мучений за различные категории грехов по некоему "высшему кодексу". Подробности о муках адских содержатся в различных апокрифах от раннехристианского "Апокалипсиса Петра" и "Апокалипсиса Павла" (тексты от 2 или 3 века до 5 века) до византийского "Апокалипсиса Анастасии" (11 или 12 век), западноевропейского "Видения Тнугдала" (середина 12 века) или, наконец, многих произведений европейского в том числе и русского фольклора (в выше приведённой цитате, к примеру)
Экзорцизм Слово "экзорцизм" происходит от греческого "экзосия" - клятва.
читать дальше"Экзоцировать" значит не столько изгонять, сколько "привести духа или демона к присяге" или призвать высшие силы, чтобы они принудили существо действовать вопреки его желаниям. Американский памфлет "Экзорцизм" (1972) утверждает, что экзорцизм связывает силы зла посредством триумфа Христа, Его могуществом и Его церковью. Христианские ритуалы изгнания бесов, особенно в римской католической церкви, начинаются со слов "Привожу тебя злейший дух, к присяге Всемогущему Богу". Евангелия повествуют, что Иисус Христос изгнал множество демонов, но он не экзорцировал, так как ему не требовалось взывать к высшему существу.
К экзорцисту обращались при болезнях, вызванных злыми духами, так же как обращаются к врачу в случае физического недуга. Экзорцизм демонов, полтергейста, нежелательных злых духов является обычным во всем мире. Кто является экзорцистом, зависит от контекста и культуры. Чаще всего это священники, раввины, ламы, шаманы, знахари, медики, ведьмы и медиумы. В христианстве экзорцизм ассоциируется с одержимостью бесами. Это считается злом, делом рук дьявола. Свидетельством одержимости является способность жертвы левитирировать, показывать нечеловеческую силу, отрекаться от религиозных слов и предметов, говорить на чужих языках. Последняя особенность являлась сильнейшим доказательством для католической церкви. Священники сами изгоняли бесов при помощи младших лиц духовного звания, целителя и, возможно члена семьи. Жертва испытывала боль, невероятные психические сдвиги, спазмы, тело ее издавало отвратительные звуки, жертва плевалась, потела, ее рвало, она страдала поносом. По комнате могли прокатываться волны жара или холода. Могли перемещаться предметы: мебель, одежда, ковры, лампы и игрушки. Обычно их убирали, чтобы они не летали по комнате и не ломались.
Со спиритуальной точки зрения, христианский экзорцизм - это дуэль между дьяволом и экзорцистом за душу жертвы. При этом не существует никакого убежища. Во время ритуала священник и его помощник должны быть относительно безгрешны, ибо дьявол может швырнуть их грехи им в лицо и сурово критиковать их. Каждой хитроумной уловке дьявола экзорцист должен противопоставить открытое: требование уйти именем Христа, грозя, если дьявол не подчиниться, непрекращающейся болью и проклятием. Экзорцист должен быть тверд в вере, что могущество Иисуса Христа превосходит все. Экзорцизмы проводились также протестантскими священниками.
Не следуя определенной процедуре, экзорцист использует молитвы, ругательства, электрошок, побои, голод, запахи благовонных субстанций, имеющие отвратительный вкус, которыми потчуют жертву. Очень хорошо действуют черемица, розовое масло и рута. Соль в Средние века в Европе была большой редкостью, верили, что она приносит духовную чистоту. Соль всегда использовалась в ритуалах изгнания бесов, используется и по сей день. Также применяют вино, символизирующее кровь Христа. В двадцатом веке церковь уже не придает столь большого значения одержимости бесами и их изгнанию.
Однако в 1991 году власти разрешили Американской радиовещательной компании заснять и показать в прямом эфире по телевизору настоящее изгнание беса из молодой девушки. Впервые в истории церкви экзорцизм был показан по телевидению, в шоу "20/20". Жертву рвало, она грозила кулаком, изменившимся голосом говорила непристойности. Но экзорцизм был не столь драматичен, как ожидали зрители, основанных на сенсационных процедурах в фильмах "Экзорцист".
Экзорцизм не привел к выздоровлению, девушка вновь обратилась к психиаторам. Тем не менее, представители церкви сообщили: «Они верят, что дьявол продолжает досаждать людям». Пастырь или целитель с помощниками, противостоят дьяволу молитвами, призывая его изойти. Если жертва в самом деле одержима, бесы в конце концов обнаруживают себя, выкрикивая названия грехов, которые являются их сутью, как Вожделение, Зависть, Жадность.
Иное место занимал экзорцизм в иудаизме. В Ветхом Завете упоминается одержимость и изгнание злых духов. В Книге Царств Саул одержим бесом, который изгоняется Давидом, играющим на лире. В Книге Товита, Товит узнает об экзорцизме от ангела Рафаили. Самый известный экзорцизм-диббук. В индуизме, буддизме, исламе и анимизме существует множество духов и привидений, ответственных за болезни и неприятные ситуации, которые могут ритуально изгоняться.
В некоторых шаманиститских традициях шаман всходит в экстатический транс, отправляясь на поиск, отвоевывая душу человека, захваченную демоном, а затем изгоняет демона. Различные магические ритуалы усмиряют духов, беспокоящих окрестности, особенно если они обитают на кладбище, в частности духов убийц и самоубийц. Для этого нужно начертить на земле магический круг, защищающий человека от привидения. В полночь заклинающий встает в круг, и вызывает привидение, материализующееся с сильным грохотом. Затем заклинатель требует объяснения, чем вызваны появления духа пообещает выполнить последнее желание привидения, оно исчезает и больше не появляется.
Если тревожащий дух появляется в доме, то ритуал чуть видоизменяется. Экзорцист входит в дом в полночь, неся свечу, компас, распятие и Библию. Он чертит магический круг, внутри него рисует крест. На крест заклинатель ставит стул и стол. Он садится на стул, кладет Библию и распятие на стол, зажигает свечу. Привидение появляется с шумом и решает все вопросы перед тем, как кротко уйти. Если изгоняющий священник, то он окропит духа святой водой или покажет ему распятие