Пишет
Понка:
ПракнишкиХозяйке на заметку) читаю в последнее время только научпоп, его же и рекомендую.
Джесси Беринг “Я, ты, он, она и другие извращенцы”
читать дальше
Великолепная книга американского ученого, психолога и популяризатора научных тайн обращается к теме половых девиаций. С мягким юмором, без излишней зауми и морализаторства, Беринг углубляется в тему полового влечения, затрагивая и объясняя не только растиражированные аспекты отклонения от сексуальной нормы вроде гомосексуальности, но и довольно-таки табуированные вещи, включая зоо- и педофилию, и еще энное количество редких фетишей. Две самые, пожалуй, важные вещи, о которых говорит Беринг – это, во-первых, зависимость сексуальной нормы от главенствующей в ту или иную эпоху морали, во-вторых, этическая подоплека половых девиаций.
Что касается нормы – то она динамична. Например, в викторианской Англии для женщины считалось немыслимым проявлять сексуальный интерес. Это считалось серьезным заболеванием и лечилось самыми варварскими методами, вплоть до женского обрезания. В то же время существует, скажем, социум, в котором половые контакты с животными если не приветствуются, то, по крайней мере, не караются смертью, как это было принято среди американцев еще в 18-м веке.
Для меня самым, пожалуй, пробуждающим размышления фактом была озвученная Берингом статистика, согласно которой существует определенный процент людей, который не имеет возможности получить половое удовлетворение иначе, нежели практикуя запретные в современном западном обществе половые отношения, будь то зоофилия или влечение к детям. То есть представьте себе: в случае, если вам выпал несчастливый билет, вы навсегда лишены возможности легально и свободно удовлетворять свой половой инстинкт. При этом сами вы никаким образом повлиять на свои склонности не можете.
Как обычный гетеросексуальный человекне может в принудительном порядке воспылать страстью, скажем, к новозеландской овце, так и зоофил не может ничего поделать с тем, что ему нравятся собаки породы ньюфаундленд, а не женшины с пятым размером груди. Мысль хоть и пробуждающая некоторое отвращение, но все равно заслуживающая обдумывания. При наличии необходимой дозы эмпатии можно вообразить себе весь ужас подобного существования. Книга Беринга – яркая, умная, веселая, способная встряхнуть и заставить переосмыслить некоторые вещи, которые константами застыли в мозгу.
Оливер Сакс “Человек, который принял жену за шляпу”
читать дальше
Книга американского невролога Оливера Сакса – это очень увлекательный и, если можно так сказать о сугубо академической тематике, очень литературный рассказ о разного рода нейропсихологических дисфункциях.
Звучит страшно, но на самом деле, все предельно просто и понятно. Сакс рассказывает о ситуациях, в которых мозг человека оказывается поврежден в илу тех или иных внешних или внутренних причин, и о том, что может произойти. А произойти, по сути, могут две вещи: дисфункция или же гиперфункция тех или иных физиологических и психических способностей или навыков.
Если дисфункции более-менее понятны всем, попросту говоря, это дефицит, утрата определенных способностей, например, различать лица, понимать слова или двигать конечностями, то гиперфункция, на мой взгляд, явление куда более интересное. К гиперфункциям относятся, например, синдром Туретта и прочие состояния, когда человек постоянно находится в неестественно-возбужденном состоянии. То самое “очень хорошо”, когда уже плохо.
Читая Сакса, к эпилогу каждой главы я испытывала абсолютно несвойственное мне желание порыдать над текстом. Совершенно уникальное чувство: с одной стороны, понимая, как легко вывести из строя человеческий мозг и весь организм, ты как никогда осознаешь тотальную ничтожность человека и хрупкость человеского разума перед внешними обстоятельствами. С другой - тот же самый разум способен найти способ вылечить душевные и телесные недуги и вернуть человека из скорбного мира иллюзий и немощи к здоровью. Это потрясающее чувство: маленький человечек, как одинокая шлюпка посреди безбрежного океана загадок, силой воли и разума преодолевающий волны и в итоге возвращающийся в гавань спокойствия духа.
URL записи