Взгляд на нас со стороны[Это попытка научно описать определенное явление. Переводчик согласен не со всеми высказываниями автора, но находит текст познавательным и интересным.]
Выдержки из
статьи Laura E. Felschow
«Ты глянь, даже фаны имеются»: культовый фандом сериала «Сверхъестественное»
2010 годранее2. Интерактивные сообщества и он-лайн фандомы.
читать дальше
[2.1] В 2007 г. Victor Costello и Barbara Moore провели исследование и собрали ценный материал об он-лайн фанатах, использующих интернет, чтобы отслеживать любимые телепрограммы и общаться с другими фанатами. В процессе они обнаружили сообщества продвинутых фанатов, посвященные обмену идеями на сетевых форумах. Совокупность он-лайн фандомов изменила одиночную активность (просмотр телепрограммы дома в одиночестве) на групповую активность, что значительно повысило степень эмоциональной вовлеченности.
[2.2] Sara Gwenllian-Jones определяет таких фанатов, как фанатов, которые комбинируют увлеченное потребление официальных текстов и развитие их в своем творчестве и интерпретациях. Эти фанаты – зрители, которые не просто смотрят, но еще пишут фанфики, критические статьи, делают арты, фанфидео, вебсайты и т.д. и находят других фанатов, чтобы разделить свой энтузиазм. Этих фанатов отличают от обычных потребителей потому, что их модели потребления считают избыточными.
[2.3] Это очень похоже на то, как Matt Hills описывает культового фаната (cult fan). По мнению Hills обычного фаната и фаната культового объединяет «глубокое личностное и эмоциональное погружение», поскольку частью фанатства является символическое проецирование своего «я». Но культовые фанаты одновременно и увлечены, и раздражаемы объектом их интереса, и своей фанатской активностью они бросают вызов «монополиям на темы» и «оспаривают законность власти производителей». Например, обычный фанат «Анатомии Грей» может по дороге на работу обсудить очередную ссору Мередит и Дерека, и насладиться коротким ощущением связи с другим человеком посредством общего интереса к идущей в прайм-тайм мыльной опере. А культовый фанат зарегистрируется на официальном форуме ABC, будет критиковать инфантильность Дерека, и ругать создателя сериала Shonda Rhimes за использование стереотипов женского поведения, что является оскорбительным, а затем еще напишет собственный фанфик, чтобы «исправить» официальный текст и выразить свое маргинальное мнение – например, желание, чтобы Мер-Дер окончательно расстались. Чтобы донести свои желания до сильных кинобизнеса сего, культовые фанаты даже могут организовать кампании. Например, послать продюсерам бутылки соуса «Тобакко» или килограммы орешков, что было сделано для спасения от закрытия сериалов «Roswell» (студия WB) и «Jericho» (CBS).
[2.4] Как раз такие действия, которые некоторые теоретики и критики (например, Gwenllian-Jones) считают избыточными – и есть то, что разделяет фанатов и культовых фанатов. Поведение, отличное от «нормального» поведения фаната, помогло культовому фанату получить имидж человека с отклонениями от нормы или Другого. [1] Joli Jenson высказывает наблюдение, что на эмоциональную «одержимость» культовых фанатов навешивается ярлык «плохо» или «опасно», тогда как «холодное, отстраненное, ровное поведение» обществом позволяется. Она считает это «абсурдным и оскорбительным». Тем не менее, в современной медиакультуре культовые фанаты все еще сталкиваются с тем, что Sharon Marie Ross именует «риторика: мы против них», которая принижает эмоциональное вовлечение культовых фанатов и возвышает якобы объективное мнение официальных медиарупоров.
[2.7] По мнению John Fiske, культовые сериалы имеют то, что можно назвать сюжеты-генераторы, которые приглашают зрителей к интерпретациям, часто вдохновляя их на сильнейшую лояльность и вовлеченность. Верные зрители, формирующие он-лайн фандомы, демонстрируют преданность своему шоу, его актерам и персонажам и становятся эмоционально вовлечены в его сюжеты. Интернет только усиливает это вовлечение, так как позволяет общаться с такими же культовыми фанатами со всего мира, то есть помогает тем зрителям, которые не чувствуют, что могут вовлечь в подробное обсуждение любимого шоу родственников или друзей. Зрители становятся лояльными не только к шоу, но и к интернет-сообществу, которое образовалось вокруг него. Общее увлечение шоу часто переходит из сетевого общения в личные встречи, собрания/конвенции, и приводит к долгим дружеским отношениям. Интерактивные беседы культовых фанатов в сети – это прекрасный пример эмоционального отклика, ведущего к формированию дружеских связей с одинаково ориентированными личностями, которое основано выборе данного медиа-текста как точки соприкосновения. Текст становится «общим достоянием», которое «заставляет фанатов осознавать себя фанатами», тем самым укрепляя связь с телевизионной программой и интернет-сообществом, к которому они принадлежат. В случае «Сверхъестественного» определенно имело место образование культового сообщества с ярко выраженным осознанием принадлежности.
[1) the Other - Другой (Иной) - ключевое понятие в европейской философии, где Другое противопоставляется Тождественному - the Same.]
Обновление!3. «Нечисть понять можно. Люди – чокнутые»: «Сверхъестественное» как культовое достояние Других.[3.1] «Сверхъестественное» по самой своей природе хорошо вписывается в параметры культового сериала. Catherine Johnson называет категории: научно-фантастический сериал, сериал жанра фэнтези и сериал-ужастик (такие как «Стар Трек», «Секретные материалы» и «Баффи - истребительница вампиров»), являющиеся яркими примерами культового телевидения. По мнению Johnson, сериалы, использующие элементы этих трех жанров, по самой своей природе являются кандидатами для развития лояльной и преданной базы фанатов. … Используя элементы жанров фэнтези и ужастик, «Сверхъестественное» с самого начала демонстрировало все признаки потенциального культового сериала – особенно своим стилем рассказывать истории, используя «монстра недели» плюс серьезной мифологией общей сюжетной арки. Gwenllian-Jones пишет: «Вымышленные миры культового телевидения управляются законами, которые далеки от повседневной жизни зрителей. Боги, призраки и монстры плотно населяют эти миры». Существуя в мире, населенном монстрами, «Сверхъестественное» живет в мире фантастики, но оно также живет и в мире, где на восприятие зрителем ужастиков и фантастики влияет фактор Другого, резко усиливающий шансы сериала на успех.
читать дальше
[3.2] Robin Wood считает, что жанр ужастиков стоит на отношениях между патриархальной, капиталистической, гетеросексуальной нормальностью и «расовыми, этническими, политическими, идеологическими Другими». То есть, существуют нормальные, и существуют монстры, и там, где они встречаются, возникает ужастик. Что касается семьи Винчестеров, фактор Другого, который отделяет их от нормального, даже удваивается. Во-первых, они выпадают из нормальной жизни из-за встреч со сверхъестественными и потусторонними созданиями. Согласно Noel Carroll в произведениях жанра ужасов люди относятся к монстрам, как к «нарушению порядка вещей». Для зрителей монстры и призраки, на которых охотятся Винчестеры, вполне попадают под это определение, и поэтому «Сверхъестественное» - классический ужастик. Однако, в повседневной жизни Винчестеров (которых их окружение воспринимает как других), сверхъестественное – это нормальное явление. Для Дина, Сэма и других охотников ужасные и экзотические создания – часть их повседневной жизни. И зрителей приучают относиться к ним так же спокойно. Монстры все так же ужасны, не зря Винчестеры посвятили жизнь защите от них людей, но если зритель перенимает у Винчестеров их спокойное отношение к ужасам, которые они встречают, классический ужастик уходит и его место занимает фантазия - отождествление зрителя с охотником на сверхъестественное. Так или иначе «Сверхъестественное» приглашает зрителя в мир, населенный Другими.
[3.3] Винчестеры позиционируются как Другие (т.е. противопоставляются нормальной жизни) не только охотой на сверхъестественное, но и социально-экономическим статусом, который вытекает из жизни охотника. Julia M. Wright пишет, что после загадочной смерти матери мальчиков выбрасывает из комфортабельной, классической семьи среднего класса в нестабильный, опасный мир, где «два ребенка много дней остаются одни в дешевом мотеле, у них кончается еда, их единственный родственник на работе, а заряженный дробовик, прислоненный к стене – их единственная защита». Их отец, Джон Винчестер, после ужасного убийства их матери был им скорее сержантом, чем отцом, тренируя их быть воинами. … Странное – это тот мир, в котором живут Винчестеры, где ненормально играть в футбол, а не тренироваться в стрельбе (1.08. «Жуки») или хотеть уехать в колледж, а не продолжать жизнь на колесах (1.01. «Пилот»).
[3.4] Экономически Винчестеры относятся к низшему классу. Чтобы собрать денег на жизнь и работу, они мошенничают с кредитками, они возят с собой кучу нелегального оружия и фальшивых документов и часто оказываются в неладах с законом. И если в ранних сериях Сэм еще пытается сойти за представителя среднего класса и часто держит Дина в рамках более вежливого поведения и соблюдения закона, то к 4 сезону оба брата полностью смирились со стилем жизни «синих воротничков» и Сэм с меньшее неохотой участвует в незаконных и сомнительных с точки зрения морали действиях. ... Претензии Сэма на принадлежность к среднему классу забыты, и он, и Дин существуют вне того, что Wright называет «потребительской, гомогенной эстетикой пригородов». Они «свободны от собственности, соблюдения законов и других ограничений среднего класса».
[3.5] Статус Винчестеров как других поддерживается тем фактом, что их как будто наказывают каждый раз, когда они пытаются выйти за рамки и получить что-то «нормальное» в отношениях с людьми или в быту. Ярче всего это демонстрирует смерть подруги Сэма – Джессики (1.01. «Пилот) и то, как, узнав о его охотничьей жизни, Дина отвергает единственная девушка, с которой у него были серьезные отношения (1.13. «Шоссе 666»). Не лучше обстоят дела с взаимосвязями в мире сверхъестественного; в подпольном мире охоты семья Винчестеров держится обособленно. … Если Сэм и Дин завязывают отношения с другими охотниками или гражданскими, то эти люди обычно умирают или рвут с ними отношения. … Более, чем однажды, оба Винчестера называли себя уродами (freaks), которые имеют больше общего с монстрами, на которых охотятся, чем с другими людьми. Дин часто повторяет утверждение, высказанное им в серии 1.15. «Бендеры»: «Нечисть понять можно. Люди – чокнутые».
[3.6] Размытая грань между человеком и монстром оставляет Винчестеров за пределами «нормальности». Как уже говорилось, жанры ужастик и фольклор – это жанры Других, и герои «Сверхъестественного» предлагают зрителям игру на этом поле. … Эстетика эстетикой, но многие считают, что только привлекательности ведущих актеров было бы недостаточно, чтобы приобрести такую преданность фандома. Каким-то образом Сэм и Дин при всей своей мужественности, усиленной тачками, оружием и отсутствием постоянных спутниц жизни все же оказались точкой самоидентификации зрителей разного пола, возраста и расовой принадлежности.
[3.7] Статус Винчестеров, как Других, прямо связан с существованием культовых фанатов, поскольку одной их характеристик культовых фанатов является ощущение себя Другими в области сериального мейнстрима. «Фанаты по-своему интерпретируют текст, игнорируя мнения и желания продюсеров, рекламщиков, боссов студий и критиков. И поскольку они выходят за общепринятые рамки просмотра, их иногда высмеивают», - пишет Henry Jenkins. Кроме ощущения себя в статусе Других, о чем было сказано выше, культовые фанаты могут также чувствовать превосходство и гордость за принадлежность к привилегированной группе, которая знает больше обычных фанатов. Культовые фанаты уверены, что отличаются от обычных зрителей, и получают удовольствие от связи с сериальной драмой (такой, как «Сверхъестественное»), которая позволяет им создавать сообщества, увлеченные тонкими нюансами, многоплановыми сюжетными линиями и серьезной мифологией. Именно привилегированный статус культовых фанатов и есть то, к чему стали обращаться продюсеры, чтобы обеспечить успех их продукта. И хотя для продюсеров культовые фанаты – мощный инструмент, они не простые бездумные потребители. Эволюция «Сверхъестественного» в культовый успешный сериал показывает, что хотя продюсеры контролируют и тексты, и фанатов, иногда фанаты тоже могут оказывать влияние на продюсеров и тексты – даже без явного приглашения или позволения.
(продолжение следует).
4. В кадре и за кадром: Как изменились отношения между культовыми фанатами и производителями сериалов.
5. «Ты глянь, даже фаны имеются».